Вниз по Волге от Саратова до Волгограда

Вниз по Волге от Саратова до Волгограда

Путешествия по воде – один из моих самых любимых способов путешествовать. Они хороши тем, что в отличие, от обычных «земных» путешествий помогают увидеть и оценить водные просторы и саму природу края «с другой стороны», или выражаясь языком фотографов «с другого ракурса». Круиз по Волге не исключение: несколько летних вечеров на теплоходе открывают тебе «бескрайние» просторы великой русской реки и крупнейшей реки Европы – это я все о Волге, конечно, на берегах которой я прожила 17 лет.

Маршрут нашего круиза по Волге проходил между берегами Нижней Волги, где расположилось самое большое на реке Волгоградское водохранилище и Волжская ГЭС, через шлюзы которой мы пройдем дважды: сначала вниз в Волгоград, а после вверх – домой в Саратов. До этой поездки я никогда не видела шлюзы и «шлюзование» теплохода был для меня такой захватывающий процесс. Да и все пассажиры вышли на палубы, чтобы наблюдать за этим процессом.

Шлюзование в Волгоградском гидроузле

Пассажиры на палубах теплохода «Тарас Бульба» («Инженер Пташников» в 90-е годы)
Пассажиры на палубах теплохода «Тарас Бульба» («Инженер Пташников» в 90-е годы)
Входим в камеру для шлюзования
Входим в камеру для шлюзования
Любуемся своеобразным «парком» на волгоградских шлюзах перед началом спуска воды из камеры
Любуемся своеобразным «парком» на волгоградских шлюзах перед началом спуска воды из камеры
Спустились вниз на «одну ступеньку»
Спустились вниз на «одну ступеньку»
Водосброс между двумя нитками шлюзов Волжского гидроузла
Водосброс между двумя нитками шлюзов Волжского гидроузла
Шлюзы Волжского гидроузла остались позади
Шлюзы Волжского гидроузла остались позади

Процесс шлюзования вызвал больше интереса, чем изучение «безбрежности» и «бескрайности» Волгоградского водохранилища, которое растянулось от Саратова до Волгограда на 400 км вдоль Приволжской возвышенности. Хотя эта часть путешествия интересна не меньше, чем шлюзование.

Волгоградское водохранилище и Волжская ГЭС

На участке от Саратова до Волгограда правый берег Волги горист и обрывист, постоянно меняет цвета «срезанных слоев» расширенных берегов с розовато-желтого на темно-лиловый, с темно-лилового на серый с отделкой из жёлтой и лиловой полос.

Берега Волги на участке Саратов-Волгоград
Берега Волги на участке Саратов-Волгоград

А ведь всего 100 лет назад Волга была совсем другой, чем мы видим ее сейчас. Река Волга – царица русских рек, на которой расположилось много древних русских городов: Тверь, Ярославль, Углич, Кострома, Казань и Астрахань; — и не очень древних: Рыбинск, Нижний Новгород, Чебоксары, Тольятти, Самара, Сызрань, Саратов и Волгоград — и это только список наиболее крупных городов, разместившихся на берегах Волги! Такое количество большое количество населенных пунктов  вполне закономерно для одной из самых длинных рек в мире, протяженность Волги составляет 3530 км, до постройки водохранилищ — 3690 км. Бассейн реки занимает около одной трети Европейской территории России и простирается от Валдайской и Среднерусской возвышенностей на западе, и до Урала на востоке.

Бассейн реки Волги
Бассейн реки Волги

Во времена Российской Империи Волга была просто рекой, безо всяких «прибамбасов» в виде различных гидротехнических сооружений, к которым мы все привыкли и которые для нас сами изначально «были всегда». Технический прогресс в те времена еще так не «несся» навстречу человеку, да и грандиозных планов развития коммунизма еще не было, как и самих многих известных коммунистов и большевиков. Строительство гидротехнических сооружений на реке началось уже после революции и смерти Ленина, когда Сталин пришел к власти. Тогда было очень много чего задумано в плане строительства в разных уголках Советского Союза, существенные коррективы в грандиозные планы внесла ВОВ. Хоть реализацию проекта «Большая Волга» начали в 30-х годах, Волжскую ГЭС и Волгоградское водохранилище начали строить уже после войны, стройка длилась чуть больше 10 лет с 1951 по 1962 год, наполнение водохранилища водой началось в 1958 году.

Почтовая марка 1951 года: Великие стройки коммунизма – Сталинградская гидроэлектростанция
Почтовая марка 1951 года: Великие стройки коммунизма – Сталинградская гидроэлектростанция

Волжская ГЭС — «последняя ступенька» в каскаде гидротехнических сооружений, расположенных на Волге, которые включают в себя 8 водохранилищ и 8 ГЭС, а также систему плотин, шлюзов и каналов, построенных в рамках проекта «Большая Волга». Раньше Волжская ГЭС называлась Сталинградская (даже была выпущена марка со Сталинградской ГЭС в год начала строительства), после смерти Сталина ГЭС переименовали в Волжскую ГЭС имени XXII съезда КПСС, а после развала Союза дополнение «имени XXIIсъезда» в названии просто убрали.

Волжская ГЭС
Волжская ГЭС

Как только мы прошли «ступеньку каскада» — Волжскую ГЭС, то Волга предстает перед нами в своих естественных берегах вплоть до Каспия. Ниже плотины, после поселка  Волжского, где расположена ГЭС, от Волги отходит её левый рукав  — Ахтуба, которая течёт параллельно Волги до дельты реки. Волго-Ахтубинская пойма протянулась широкой лентой через зону полупустынь на расстоянии около 450 км до самого устья реки, где Волга впадает в Каспийское море. Здесь заканчивается Приволжская возвышенность и начинает город-герой Волгоград, растянувший по берегам Волги на 80 км. Уже с теплохода виден Мамаев курган, музей-панорама «Сталинградская битва» и здание разрушенной мельницы, которое сохранили как память о ВОВ. Туда и мы пойдем, как только сойдем на берег.

В материале использованы фотографии: Юрия Мешалкина, Андрея Кузьмичева [info]frocush, Михаила Архипова [info]riverpilgrim, [info]uritsk

Комментарии:

Добавить комментарий